МБДОУ детский сад №34 Колокольчик г. Моздока
|
Консультация для педагогов «Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО как составляющая взаимодействия с семьей» Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка принадлежит семье.
Актуальность проблемы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе развития общества очевидна. Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка основную воспитательно-образовательную микросреду. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одной из основных задач стоящих перед дошкольной организацией является: «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. От вовлечения родителей в образовательный процесс дошкольной образовательной организации, от совместной деятельности родителей и педагогов, зависит дальнейшее развитие ребенка. От качества работы дошкольного учреждения, в том числе и от воспитателей, зависит уровень педагогической культуры родителей, а значит, и уровень семейного воспитания детей. Только эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию. ФГОС дошкольного образования выдвигает следующие требования к образовательной среде: - Создание условий для участия родителей в образовательной деятельности - Общение с родителями по вопросам образования ребёнка, - Непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность Вовлечение рассматривается нами в контексте активного участия родителей воспитанников в различных мероприятиях ДОО. В результате возникает противоречие между необходимостью вовлечения родителей воспитанников в педагогический процесс дошкольной образовательной организации и недостаточностью применения эффективных форм, методов и приемов вовлечения в педагогический процесс ДОО. Давайте попробуем определить, каковы же условия вовлечения родителей в педагогический процесс? -Изучение запросов родителей -Использование разнообразных нетрадиционных форм взаимодействия педагога с родителями -Использование методов активизации родителей -Формирования доверительных отношений между родителями и педагогами дошкольной образовательной организации. Да, действительно, всю работу с родителями в детском саду можно свести к следующему: - Изучение потребности родителей в образовательных услугах, - Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры. -Уважаемы коллеги, давайте вспомним принципы построения работы с семьями дошкольников. Каким же образом возможно построение данной работы? - параллельности воздействия детского сада и семьи на детей, - взаимодополнения воздействия детского сада и семьи на детей, - организации совместной деятельности взрослых и детей в детском саду и семье. Таким образом, через сплочение и мобилизацию совместных усилий родителей, воспитателей ДОО, мы можем эффективнее решать задачи сопровождения личностного и возрастного развития детей. Для реализации данных принципов необходимы условия, и одно из них это создание особой формы общения между родителями, администрацией и педагогами ДОО, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт. Все формы с родителями подразделяются на: · коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные; · традиционные и нетрадиционные. Действительно, посмотрите какое разнообразие форм, мы можем использовать в работе с родителями. И сейчас назревает вопрос, каковы же эффективные формы взаимодействия можно использовать? Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывают проведенные исследования О. Л. Зверевой, а позже эти данные были подтверждены Е.П. Арнаутовой, В. П. Дубровой, В. М. Ивановой, отношение родителей к мероприятиям зависит прежде всего от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, инициативы администрации, от ее причастности к решению вопросов педагогического просвещения родителей. Сейчас, привычные нам, родительские собрания вытесняются новыми нетрадиционными формами, такими как «Устный журнал», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол» и др. Хочется предостеречь педагогов от увлечения развлечениями: некоторые считают, что с родителями надо попить чаю, провести игры. В этом случае педагогическое содержание «уходит». Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей. Целесообразно провести экскурсию по ДОО, познакомить родителей со специалистами, с объяснением профиля и задач учреждения; можно издать буклет, рекламу, рассказывающие о конкретном учреждении. Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы и открытые занятия, а также мастер-класс для детей и родителей. Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции могут выступить специалисты (психолог, логопед, медработник). Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции сотрудников ДОО, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют психолого-педагогические и социально-нравственные вопросы, которые их наиболее волнуют. Воспитатель группы собирает информацию и анализирует ее. С помощью старшего воспитателя и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги. Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла организаторов. Одной из форм взаимодействия педагогов и родителей являются детско-родительские проекты. Особенность детско-родительского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывает новое уже в знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием. Реализуя метод проектов, мы воспитываем самостоятельную и ответственную личность, развиваем умственные и творческие способности ребенка. Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, помогают выстроить взаимоотношения и сотрудничество семьи и детского сада. Веракса Н. Е. выделяет три основных вида проектной деятельности: творческую, исследовательскую и нормативную, каждый из них обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации. В детских садах чаще планируется и организуется исследовательские и творческие проекты, направленные на развитие познавательных и коммуникативных способностей дошкольников. Проектная деятельность способствует также развитию разнообразной игровой деятельности, формированию и укреплению дружеского взаимодействия между детьми, развитию и совершенствованию детско – родительских отношений. Педагоги дошкольных организаций знают, что замысел дошкольника опережает его возможности и ребенку необходимо помощь взрослого, поэтому к реализации проектной деятельности привлекаются родители. Совместное выполнение замысла ребенком и его родителями укрепляет детско – родительские отношения. Мастер-класс для детей и родителей. Дополнительным полезным источником питания связи в цепи «ДОО – семья» является организация мастер – классов с родителями. Мастер класс – неформальная инкубация родителей, детей и педагога. Одновременно, это интересный и результативный метод конверсии детского сада с семьей. Каждый мастер – класс воздействует на гамму задач: это практические и воспитательно-образовательные цели. При этом возможно всесторонне развивать личность ребенка и родителей. Мастер – класс сопровождается спокойной, приятной музыкой. Встречи проходят в атмосфере дружеского общения. Взрослые занимаются с детьми пением, рассказывают о своих профессиях, играют с ними в игры своего детства, учат лепить, готовить и конструируют модели из деталей. По завершению работы наступает подведение итогов и всех участников ждёт сюрприз: например, красочно оформленные буклеты, памятки, схемы новых идей, фотографирование на память и, конечно же, сама работа презентуется детям. В финале мастер–класса проходит и совместный просмотр фотографий . Темы-«Мягкие ладошки», «Игрушки для елочки», «Куклы из бабушкиного сундука» и т.д. Мастер-классы для родителей - одна из наиболее эффективных форм работы с семьёй, которая позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями в пространстве ДОО, обмениваться эмоциями, знаниями, опытом так, чтобы воспитатель не навязывал свою точку зрения, а давал возможность каждому родителю принять активное участие в обсуждении актуальных проблем . Примерные темы – «Сказкотерапия», «Умелые пальчики», «Движение-это здорово», «Семейный досуг», «Су-Джок массажеры для коррекции речи», «Дидактические игры руками пап и мам» и т.д. Совместная НОД детей и родителей. Данное направление нацелено на совместную работу педагога, родителей и детей. На обогащение родителей практическими навыками и знаниями в вопросах воспитания и образования. Это направление делает родителей равноответственными участниками образовательного и воспитательного процесса. Чтобы работа носила максимально-положительный результат при достижении цели надо разработать такую работу: -консультация для родителей -составление плана проведения НОД и участия в нем родителей, -распределение ролей взрослых; -подготовка отдельных номеров, если это праздник (разучивание стихов, танцев, песен); -составление памятки – помощницы для воспитателя, родителей и для детей; -индивидуальные встречи и консультации; -изготовление атрибутов, пособий. Посещая группу родители ощущают личную причастность к программе. Видят, как их ребенок взаимодействует с другими. Знакомятся с друзьями своих детей. Получают возможность помогать своему ребенку, осваивать программу. Получают представления о работе воспитателей, а значит, начинают испытывать к этому труду больше уважения. На практике разбираются в детском развитии. Когда родители в группе, ребенок имеет возможность продемонстрировать свои успехи. Гордится присутствием близкого человека. Чувствует большую уверенность в своих силах. Получает дополнительную возможность взаимодействовать в родителями. При участии родителей воспитатели наблюдает, какие приемы используют родители при общении с ребенком. Получает возможность продемонстрировать свое педагогическое мастерство. Получает возможность на практике показать родителям достижения детей и их недостатки. Одна из новых форм взаимодействия ДОО с семьями это электронная газета. Газета для родителей не главный, но важный компонент взаимодействия. Она и способ педагогического информирования семьи, и форма взаимодействия педагогов с родителями, и средство развития творческих способностей воспитателей. Газета для родителей станет эффективной формой взаимодействия ДОО и семьи, если: • Содержание газеты обеспечит психолого-педагогическое информирование родителей о развитии их детей; • В газете будут публиковаться высказывания детей, описание возникающих в группе педагогических ситуаций и их анализ; • Каждый номер будет включать советы психолога, заметки родителей, рекомендации специалистов, работающих с детьми; • В ДОО будет человек, специально отвечающий за подготовку и выпуск газет. Цель газеты: сделать интересный опыт воспитания достоянием каждого и преподнести его так, чтобы самым безразличным родителям захотелось принять участие в жизни группы. Также нельзя допускать, чтобы в газете из номера в номер речь шла об одних и тех же детях. Важно показать родителям своеобразие каждого ребенка и его особенности. Выпуск газеты - дело не простое, оно требует определенных журналистских умений. Важно отобрать такие факты, которые будут интересны многим родителям и полезны в деле воспитания детей; следует научиться преподносить факты о такой форме, чтобы информация легко понималась любым человеком; хорошо, если газета иллюстрируется рисунками, фотографиями, это делает ее яркой и привлекательной. Таким образом, можно утверждать, что родительская газета в современном виде стала прямым продолжением традиционных родительских уголков. Она является эффективной формой педагогического информирования родителей. Для оформления газеты родителям можно предложить анкетирование: Анкета для родителей Цель: получение содержательной информации об ожиданиях родителей от газеты. 1. Следует ли продолжать выпуск газеты? • Да • Нет 2. Что бы вы хотели узнать из газеты: • Особенности возрастного развития ребенка; • Способы влияния на ребенка в разных ситуациях; • Интересные случаи из жизни группы с участием вашего ребенка; • Опыт других родителей. 3. Хотели бы вы участвовать в выпуске газеты? В каком качестве? • Написать заметку; • Набрать текст, информатировать; • Размножить газету; • Проиллюстрировать рисунками; • Принести фотографии. Также во многих садах 27 сентября проводится – день дублёра. Это мероприятие является новой современной формой работы, направленный на вовлечение родителей в образовательный процесс. Такая форма работы позволяет наиболее полно раскрыть содержание деятельности педагога. Наглядно показать инновационные формы, методы и приёмы работы с детьми, помочь понять родителям необходимость сотрудничества детского сада и семьи. Задачи: 1. Повысить педагогическую культуру родителей. 2. Расширить представления родителей о профессиональной деятельности сотрудников ДОО. 3. Укрепить партнерские отношения между ДОО и родителями. 4. Подготовить родителей-участников – предоставить информацию о НОД, дать рекомендации по использованию различных методов и приёмов для проведения режимных моментов. Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОО с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма Советы, которые помогут активизировать участие родителей: • Проявляйте взаимное уважение друг к другу.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Литература: 1.О.Зверева. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО как составляющая взаимодействия с семьей. Журнал «Дошкольное воспитание». №5 , 2016, с.70 2. О.Л. Зверева, А.Г. Рындина. Современные формы вовлечения родителей в образовательный процесс ДОО. СПб, Детство-Пресс, 2018. 1 декабря 2020 в 11:04
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.