МБДОУ детский сад №34 Колокольчик г. Моздока

Консультация "Дошкольник и современные гаджеты, девайсы и интернет. Как воспитывать детей в таких условиях?"

Увидев подобный заголовок, многие тут же воскликнут, или, как минимум, подумают про себя: «Безусловно, компьютеры, телефоны, планшеты и, наконец, интернет-очень вредны для детей». Но при этом никто не станет отрицать, что устройства прочно вошли в нашу повседневную жизнь. И хочется нам этого или нет, но знакомство с ними, происходит очень рано, нередко еще до того, как малыш начал уверенно говорить. Итак, с одной стороны, небезопасно, а с другой – неизбежно. Что же делать?

Для начала давайте разберемся, что такое гаджеты и девайсы. Итак, вот основные отличия:

1. Девайс – это автономный прибор, который способен работать сам по себе. Гаджет же это, грубо говоря, дополнение к первому, прибор, расширяющий его возможности.

2. Гаджет не может работать сам по себе, он реализовывает свои функции только будучи подключенным к прибору.

3. Девайсы обычно многозадачны, и имеют в своем функционале несколько разных возможностей. Например, мобильный телефон может как звонить, так и проигрывать музыку, принимать радио и выходить в интернет. Гаджеты же имеют только одну функцию, для которой они и разрабатывались.

 

То, что знакомство ребенка с подобными устройствами и интернетом произойдет очень рано, понимают не только родители и педагоги-практики, но и медики, которые предлагают ряд научно обоснованных рекомендаций по организации работы детей за компьютером. Давайте ответим на них в тестовом режиме.

1. Какой вред наносят здоровью детей длительный  просмотр мультфильмов и электронные игры? При работе с компьютерами, планшетами, смартфонами в первую очередь страдает зрение. Также подобная деятельность влияет на осанку, тонус мышц шеи и плечевого пояса. Почему же это так вредит ребенку? Прежде всего потому, что большинство систем его организма находятся в процессе интенсивного развития. Созревание зрительного анализатора происходит вплоть до подросткового возраста. Получается что, когда ребенок младше семи лет смотрит мультфильмы или играет в электронные игры, постоянно меняющиеся условия на экране держат еще несовершенную аккомодационную систему (дает способность ясно видеть предметы, находящиеся на различных расстояниях от глаза) его глаз в постоянном напряжении. В результате утомления зрительного анализатора повышается частота и теряется равномерность движений глаз. Это отражается на работе мозга и регуляционных механизмах психики. Результат – нервное перенапряжение.

Еще один значимый фактор – малоподвижность в процессе игры или просмотра мультфильмов. Недостаточная двигательная активность и неправильные позы ребенка негативно сказываются на формирование костно-мышечной системы, приводят к нарушениям осанки, гипертонусу мышц.

Исследования также доказали, что большинство компьютерных игр – источник стресса. Поэтому важно вовремя заметить видимые признаки утомления ребенка. У каждого они индивидуальны: кто-то становится более пассивным, а кто-то, наоборот, чрезмерно активным. Отличаются и эмоциональные реакции детей – от смеха, пританцовывания и бурного веселья до криков, плача и повышения тревожности.

Но дело не ограничивается просто физическим вредом, причиняемым компьютерами, смартфонами и планшетами. Речь идет о ЗАВИСИМОСТИ. У дошкольников многие структуры мозга  еще только созревают, недостаточно окрепли, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, саморегуляция практически отсутствует. В ваших силах регулировать время просмотра мультфильмов и игра на смартфоне, планшете и компьютере. Только это должно быть четко установленное правило. Главное – не переборщить ни в сторону чрезмерного запрета (15 минут для современных здоровых детей слишком мало), ни в сторону вседозволенности (более одного часа ежедневного увлечения электронными игрушками и мультфильмами может привести в различным заболеваниям и недоразвитию, нарушениям зрения и опорно-двигательного аппарата).

2. Что положительного в играх и развивающих мультфильмах?  Игры на компьютере способствуют развитию памяти, внимания, воображения, ассоциативного и логического мышления ребенка. Также развивается мелкая моторика и координация движений. Главное, чтобы нагрузка на анализаторы, физиологические и психические процессы не была чрезмерной.  А для этого важно подбирать игры и мультфильмы, которые бы соответствовали возрасту детей. Сделать это в современных условиях достаточно просто: изначально искать развивающие игры и мультфильмы для определенного возраста.

3. С какого возраста специалисты рекомендуют начинать использование информационных устройств? Общение с информационными устройствами ребенку лучше начинать в возрасте не ранее 5 лет. Но давайте признаемся себе честно: сегодня дети начинают пользоваться девайсами и гаджетами чуть ли не с года (хотя медики по-прежнему рекомендуют начинать не ранее двух, а то и трех лет). Такое раннее  погружение вполне естественно, ведь все эти устройства являются неотъемлемыми атрибутами нашей с вами жизни. 

4. Сколько времени рекомендуют ежедневно проводить за компьютером, смартфоном, планшетом специалисты-медики?  Средняя дневная норма составляет 7-10 минут для детей пяти лет и 10-15 минут для дошкольников 6-8 лет. Но реально ли их соблюсти в современных условиях? Конечно, это риторический вопрос. Дети сегодня другие. Они растут, погружаясь в бесконечные потоки яркой и насыщенной информации. Они переносят принципы действия онлайн-режима и сенсорных дисплеев в реальную жизнь. Недавно почитала о том, как полуторагодовалый ребенок во время развивающих занятий подошел к окну и попытался пальцами увеличить заинтересовавшую его птицу, сидевшую на дереве. Происходит уникальный процесс: реальность познается через цифровой мир и с помощью информационных устройств. Это иное восприятие окружающей действительности, которое соответствует современности.

5. По каким признакам вы определяете, что ребенок устал? Что свидетельствует о его переутомлении? Ни для кого не секрет, что утомление и стрессы – одна из основных причин разного рода болезней независимо от возраста. Когда превышен предел работоспособности клеток головного мозга, то они не успевают вовремя восстановиться –жди беды в виде соматических заболеваний. Поэтому важно вовремя заметить видимые признаки утомления ребенка. У каждого они индивидуальны: кто-то становится более пассивным, а кто-то, наоборот, чрезмерно активным. Отличаются и эмоциональные реакции детей – от смеха, пританцовывания и бурного веселья до криков, плача и повышения тревожности.

6. Как часто и когда необходимо делать зрительную гимнастику? Какие упражнения нравятся вашим детям? Для снятия зрительного напряжения зрительная гимнастика проводится как в процессе пользования электронными девайсами, так и после. Длительность такой гимнастики-одна, две минуты. В  процессе игры достаточно провести одно, а после-два, три упражнения. Простейший пример: подвесить на стенах, потолке 4-6 игрушек или картинок, можно выбрать одной тематики, и попросить ребенка, чтобы воображаемый самолетик, бабочка или голубь пролетели около них всех по очереди. Делать это можно с поворотом головы  или без.

7. Каких цветов желательно избегать при выборе мультфильмов и игр на компьютерах?

Пока у вас есть возможность самостоятельно выбирать развивающие игры и мультфильмы, обратите внимание на преобладающие в них цвета. Желательно, чтобы цветные символы располагались на нейтральных  белых и серых тонах, белые на зеленом фоне. Наиболее предпочтительные цвета: желтый, зеленый, оранжевый. А вот дополнительную нагрузку на ребенка окажут сложные изображения с применением синего, красного и фиолетового цветов.

Как не переборщить с компьютерами? Где грань между нормой и зависимостью?

Обычно вопрос компьютерной зависи­мости актуален для детей после восьми-девяти лет. Однако массовое распространение гаджетов привело к тому, что случаи такой зависимости наблюдаются уже в дошкольном возрасте. Обычно это игровая зависимость. Ее можно определить по следующим при­знакам:

• потеря интереса к другим занятиям;

• ребенок просит поиграть, как только проснется, ест за компьютером, после про­гулки или детского сада сразу же просит ком­пьютер или гаджет; на любые ограничения реа­гирует нервно, вплоть до грубости, капризов и истерик;

• все реже обращается к родителям с во­просами и нехотя отвечает на их вопросы;

• чтобы поиграть в компьютерную игру, на­чинает обманывать, стремится любым спо­собом получить доступ к играм; по возмож­ности старается скрыть время игры;

• у ребенка наблюдаются признаки пере­утомления и зрительного перенапряжения, на­рушения сна, головные боли.

Бить тревогу стоит начинать, если ребенок до семи лет ежедневно более двух часов проводит за компьютером или начинают про­являться два-три приведенных выше при­знака зависимости. В этом случае поведение ребенка придется корректировать, вводить жесткие ограничения и переключать его на другие занятия. Это потребует дополнитель­ного внимания и усилий со стороны родителей. Поэтому лучше подобного состояния не до­пускать и даже предупреждать: ограничи­вать время ежедневных игр на компьютере, каждые 15-20 минут делать перерывы, пре­кращать игру при видимых признаках утом­ления ребенка.

Стоит ли дошкольника знакомить с соци­альными сетями?

Социальные сети созданы в первую оче­редь для общения, в основном с помощью текстовой информации. На наш взгляд, ре­бенка, который еще не владеет в полной мере чтением и письмом, знакомить с со­циальными сетями не следует. Единственное, для чего могут быть использованы соцсети в случае, если ребенок сам проявил интерес, - это укрепление ваших с ним отношений. Действительно, вы можете вести его стра­ничку вместе или даже завести совмест­ную страничку, куда будете выкладывать фото и видео. Но это потребует обязатель­ного совместного участия в процессе и должно стать непреложным правилом. К тому же необходимо ограничить время та­кого времяпрепровождения (не более 15-20 минут в день).

Как защитить детей от излучения ком­пьютера и других устройств?

Современные информационные устрой­ства являются источниками электромагнит­ного излучения разной мощности, могут соз­давать вихревое электрическое поле (преж­де всего компьютеры). Наконец, вредным оказывается и статическое электричество, способное негативно влиять на сердечнососудистую и нервную системы. В связи с этим необходимо ограничивать время игр и про­смотра мультфильмов, следить за расстоянием между глазами и дисплеем (экраном), регу­лярно проветривать комнату. Медики реко­мендуют по окончании игр и просмотра умыться

холодной водой.

Используемая литература:

1. А. Бучкова.  Современные гаджеты, девайсы и интернет. Как воспитывать детей в таких условиях?  журнал «Дошкольное воспитание», №1, 2, 2017

11 ноября 2020 в 14:24

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.