МБДОУ детский сад №34 Колокольчик г. Моздока

Открытое развлечение "Колесо истории Северной Осетии" в старшей логопедической группе №2

Развлечение «Колесо истории Северной Осетии»

Цель: приобщить детей к культуре осетинского народа.

Задачи: 

Образовательные:

- продолжать знакомить детей с культурой, обычаями, занятиями предков осетин;

- закрепить и расширить знания детей о традициях осетинского народа;

- закрепить название малой родины;

- обогащать словарный запас.

Развивающие:

- развивать мышление, связную речь;

- развивать ловкость и внимание.

Воспитывающие:

- воспитывать чувства любви к своей Родине; труду осетинского народа;

-воспитывать уважительное, дружелюбное отношение к людям разных национальностей.

Ход развлечения.

1.Организационный момент.

(дети входят в зал, поют песню)

Песня-приветствие «Лучше края не найдёшь»

( воспитатель обращает внимание детей на экран)

2. Слайд №2.(горы Осетии)

Вос.: Высоко в горах, в самом сердце Кавказа, раскинула свои живописные земли крохотная Осетия. Северная Осетия – край белоснежных гор - великанов, солнечных долин, бурных рек, ледников и хвойных лесов.

Давным-давно высоко в горах жили красивые, сильные, мужественные люди.

- Вы догадались, о ком я говорю? (ответы детей) 

-Да, ребята, это были аланы.

- Кто знает, кто такие аланы? (ответы детей)

-Аланы – это предки осетин, прабабушки, прадедушки наших родителей.

Вам интересно, какими были их дома, как они их строили?

Слайд №3. (башня)

-До сих пор в горах можно встретить сторожевые, боевые и жилые башни.

Такая башня стояла в каждом ауле  и была надёжной защитой от врагов. Вокруг башен располагались сакли.

-Вы помните, что такое сакля? (ответы детей)

Слайд №4. (сакля)

Вос.:  Правильно дети, саклей назывался дом. Строили её из камней без цемента. Одна сторона сакли пристраивалась к скале или к башне. Крыша сакли была плоской, на ней сушили зерно, сено или шерсть.

Вос.:  Ребята, а вы хотели бы узнать, как раньше жили аланы?

Давайте мы с вами пойдём в гости к нана и попросим её рассказать о традициях осетинского народа. Она живёт в горном селе и нам придётся идти по узкой извилистой тропинке. А дорогу нам покажет мальчик Чепена.

3.Физминутка: осетинская игра «Чепена» 

(дети выполняют движения, сопровождая словами)
Руки вверх я подниму. – Гой-гой чепена.
Вправо, влево разведу. – Гой-гой чепена.
Головою поверчу. – Гой-гой чепена.
И попрыгаю чуть-чуть. – Гой-гой чепена.
И в дорогу я пойду. – Гой-гой чепена.

В гости я к нана иду. – Гой-гой чепена.

(дети идут по тропинке под музыку)

4.(дети подходят к сакле, их встречает нана)

Нана: Здравствуйте, гости дорогие, проходите в дом, рассаживайтесь.

Вос.: Нана, мы не просто пришли, а хотели бы узнать о том, как осетины жили в старину.

bcba2bc40311386672d855c6beafb281.jpg

Нана:  Ну что ж, я начинаю, свой рассказ.

-Святое место в сакле – это очаг. Над огнём на цепи висел медный котёл. Очажная цепь - это священный предмет каждой осетинской семьи.

Слайд №5. (мебель)

- В сакле обычно стоял длинный диван с резной спинкой, круглый столик на трёх ножках – фынг, полукруглое резное кресло на трёх ножках, а на стене висел железный светильник.

Слайд №6. (посуда)

- Посуда была глиняной, деревянной и медной. Это кувшины, рукомойники, пивные чаши и бокалы, блюда, тарелки, вилки, ложки…Посуду  делали сами и украшали геометрическим, растительным и животным орнаментом.

-Как хорошо, ребята, что вы пришли. Помогите мне, пожалуйста, собрать посуду.

5. Дидактическая игра «Собери посуду» (кувшин, чаша, блюдо)

80bc721df92569378c9b792b75a026b9.jpg

6. Вос.:  Молодцы ребята,помогли нана. А вы знаете, какие главные занятия были у предков осетин?

(Осетины занимались скотоводством, земледелием, кузнечным делом.)

Нана: Раньше осетины жили большими семьями по 10-15 человек. В таких семьях было много детей и их воспитанию предавалось очень большое значение.

Нана: Ребята, вы знаете, как воспитывались дети в семьях, чему и как их учили. (Дети до 6-8 лет бегали и играли все вместе.)

Нана: А после 8 лет девочек отделяли от мальчиков.

-Вы знаете, как воспитывали девочек?

(Их учили помогать по дому, ухаживать за малышами, шить, вязать, вышивать и обрабатывать шерсть.)

Нана: Но в свободное время они все вместе играли, и я приглашаю всех поиграть в игру.

7. Подвижная осетинская игра «Веретено»

83d03475945790b2f62406ed8b20df21.jpg

c4b498d3a57c37e72e339f7bd3d6d5a0.jpg

Вос.: А как же воспитывали мальчиков в осетинских семьях?

( Мальчиков воспитывали мужчины. Их учили работать в поле, пасти лошадей, заготавливать дрова и сено, строить и ремонтировать дом, а также джигитовке и владению оружием.)

Вос : Есть игры, в которыемальчики играли отдельно от девочек. Одна из игр – «Джигиты».

8. Подвижная осетинская игра «Джигиты» (играют мальчики)

(с папахой и деревянными лошадками)

cb6d84aaa7ba1d20f487a0d4083f2242.jpg

0449550b02d90ca1e10c98dc71ae5244.jpg

9. Нана: Ещё взрослые придумывали для своих детей сказки, которые передавались из поколения в поколение. В сказках прославлялся труд, находчивость, героизм и сила народа. А, вы знаете осетинские народные сказки? (Да)

Нана: Сейчас проверим. А, теперь без подсказки подбери к пословице сказку.

10. Игра «Подбери к пословице сказку»

3680684204f8c91d9068788b33cc7a3b.jpg

Нана: 1.«Сто друзей, лучше ста овец» слайд № 7.(сказка «Что дороже»).

-О, чём эта сказка? ()

2.«Кто не любит детей, тот никого не любит» слайд №8 (сказка «Как мышь своему сыну невесту  искала» …..)()

3. «Нет никого хуже скупого» слайд №9 (сказка «Два подарка»….)()

11. Нана: Дети в осетинских семьях, не только слушали сказки, но и участвовали во всех семейных праздниках и обрядах. Там они показывали, чему успели научиться. А учили их играть на музыкальных инструментах, петь и танцевать.

-К каждому празднику, женщины старались сшить новую одежду.

Слайд №10 (мужской костюм)

2209f8bffb936e936b3618a3421bf9e0.jpg

Нана: Очень красив национальный костюм осетин.

-Что же надевали мужчины? (черкеска, рубаха, шаровары).

- Как называется головной убор? (папаха из овчины или каракуля).

Нана: Обувь мужчин – ноговицы, сапоги, чувяки из кожи.

-Какая неизменная принадлежность мужского костюма? (кинжал).

Слайд №11 (женский  костюм)

2ce25e90ecbca5af8b7586b245601ebe.jpg

Нана: Как же выглядит женская одежда? (платье,доходившее до пят с длинными нарукавниками и широким поясом, к нему пришивались серебряные с позолотой украшения).

-Какой головной убор у женщин? (круглая шапочка, украшенная вышивкой, которая сверху покрывалась лёгким платком).

Слайд № 12 (танец)

12. Нана: Одним из излюбленных народных танцев в Осетии, является

«Симд». Обычно «Симдом» завершали праздник. И у меня, как раз сохранились головные уборы.

- Ой, ребята, я забыла, у меня тесто стоит. Пойду, проверю, подошло ли оно.

(нана уходит, дети строятся на танец)

Ребёнок: Грянули струны, звонкий мотив,

Горная  пляска, как весенний разлив!

Горная пляска, как пламя костра,

Горная пляска, как ветер быстра!

Танец «Симд», осетинская народная мелодия.

1723c6092d5328f8367932e065af6757.jpg

72cffbcff7118cccd8255201c495afbd.jpg

402ccaf5a70e417b0ec73eacf930a0b3.jpg

7c9fd970605c0a8982cd41903b1a8256.jpg

ed4c3e7f420f2572271c8b558184d12a.jpg

(звучит осетинская мелодия, танцуют все дети)

13. (входит нана в руках три пирога)

 Нана: А пока вы плясали, уалибахи я вам спекла.

10b362f9cffc33d6e14e1daa12e3524b.jpg

Вос.:  Аланы очень гостеприимный и дружелюбный народ. У них есть

хорошая традиция – угощать гостей тремя пирогами.

Пироги круглой формы, означают: Солнце, Вода и Земля.

Нана:  Ешьте на здоровье, гости дорогие! 

abb9c505e77f8dee263d72a36b37183d.jpg

 Вос.: Спасибо нана, за интересный рассказ и угощение! А нам пора возвращаться. До свидания!

(дети берут пироги и уходят)

Нана: До свидания, ребята,

Не скучайте, дошколята,

Приходите все опять,

Прошу, нана не забывать!


22 апреля 2019 в 14:54

Прикреплённые файлы:

Документ: Открытое развлечение "Колесо истории Северной Осетии" в старшей логопедической группе №2

Описание файла:

Файл называется: istorija-oseti-1_hnsf0.pdf

Это официальный файл организации «МБДОУ детский сад №34 Колокольчик г. Моздока», в нём содержится Открытое развлечение "Колесо истории Северной Осетии" в старшей логопедической группе №2.

Размер файла: 3,06 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.