МБДОУ детский сад №34 Колокольчик г. Моздока

Консультация музыкального руководителя: Логоритмика как средство музыкального развития детей.

Музыкальный руководитель первой квалификационной категории, Ахполова Тамара Ефремовна.

Дошкольное детство - самый благоприятный период для развития речи - от ее содержания и до орфоэпических качеств, что в дальнейшем определяет личность человека, свидетельствует об уровне его культуры. Развитие речи детей, начиная с раннего возраста, является одним из ведущих разделов общеобразовательной работы в детском саду. Программа детского сада предусматривает всестороннее развитие личности ребенка через постоянное общение со взрослыми и сверстниками. Полноценная речь - необходимое условие успешного обучения в школе.

Поэтому на музыкальных занятиях с детьми с речевыми нарушениями одним из направлений является логоритмика. На занятиях музыка не просто сопровождает движение и речь, а является его руководящим началом. Содержание музыки, оттенки, темп ее и другие средства музыкальной речи могут быть использованы для упорядочения характера и темпа движения, особенно нужного детям, страдающим темповыми расстройствами речи.

 Логоритмика может стать ведущим средством музыкального развития детей с нарушением речи если:

• включать элементы логоритмики в музыкальные занятия и занятия по развитию речи;

• создать специальные условия в повседневной жизни детей, включающих игры со словом и музыкой;

• проводить индивидуальные занятия по логопедической ритмике.

Логопедическая ритмика воздействует на физическое, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка. Первое понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения. По мнению Е.В.Чаяновой, Е.В. Коноровой логопедическая ритмика развивает внимание, память.

Логоритмика - это система движений в сочетании с музыкой и словом. Занятия логопедической ритмикой укрепляют у детей с речевыми нарушениями костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, воспитывают правильную осанку. С помощью занятий логоритмикой, дети с речевой патологией усваивают теоретические знания в области метроритмики, музыкальной культуры, музыкального восприятия и впечатлительности.

Логоритмические  занятия способствуют воспитанию личностных качеств детей с речевыми расстройствами (подражательность, инициатива, самостоятельность, коллективизм), воспитанию волевых качеств (смелость,  настойчивость, решительность, выдержка). Эти качества формируются под влиянием, как примера педагогов, так и через целенаправленный подбор музыкальных и речевых упражнений. Под специально подобранную музыку, на основе своих собственных представлений дети могут создавать фантастические рассказы, песенки с танцевальными, двигательными композициями, с плясками. Основу таких занятий составляют – сочетание движения с ритмической речью, пением, игрой на простых музыкальных инструментах. Правильно развивающиеся дети в наибольшей степени проявляют творческие способности. С возрастом желание фантазировать, импровизировать у детей связывается с определенным видом деятельности. Если в развитии ребенка есть известные нарушения, то возникает ограничение творческих способностей.

В дошкольном возрасте, выработка спокойной и плавной речи затруднена, и руководящая роль музыки имеет решающее значение. Легкость, с которой ребенок воспринимает музыку, и непосредственность этих восприятий, а также способность его быстро инстинктивно познавать содержание ее, и простейшие средства выразительности облегчают задачу исправления речи. На занятиях музыка не просто сопровождает движение и речь, а является его руководящим началом. Содержание музыки, оттенки, темп ее и другие средства музыкальной речи могут быть использованы для упорядочения характера и темпа движения, особенно нужного детям, страдающим темповыми расстройствами речи, коррегирующими часто с беспорядочным, беспокойным характером движений.

Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс. Логоритмическое воспитание детей непосредственно связано с нравственным воспитанием, формированием моральных чувств и сознания, с развитием морально-волевых качеств: доброжелательности и взаимопомощи, целеустремленности, формирует у детей богатство эстетического чувства.

Музыкальная деятельность детей проявляется в детских утренниках, в выступлениях в кукольном театре, в праздниках и развлечениях, в индивидуальных занятиях. Детские утренники являются своеобразным отчетом по проведению коррекционной и логопедически-воспитательной работы.

Логоритмика помогает разрушить «почву», на которой возникло речевое расстройство, и содействует нормализации речи.

Для определения связи речи с движением и музыкальным ритмом детям предлагается:

1) упражнения на развития дыхания, способствующие выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности. Подняться на носки, руки потянуть вверх - вдох, опускаясь на полную ступню и ставя руки на пояс, длительно тянуть глухой звук с (или ш,ф,х), затем гласные звуки а,о,у,и.

Для определения развития голоса и артикуляции - пение вокализов: у, о, а, и, междометий, выражающих радость, боль, гнев, страх: "А! О! Ах! Ох! Ай-ай-ай!", звуки к/г, б/п, в/ф, д/т.

2) упражнения с речью, связанные с координацией движения (дети стоят в кругу - мяч передается по кругу) - бросить мяч со словами: "вверх - себе", "вверх - соседу" и т. д.

3) Детям предлагают выразить мысль, предложенную в тексте английской детской песенки в переводе С.Маршака "Шалтай-Болтай".

4) Для координации пения с движением можно использовать танцы с пением и хороводы. Например, танец-игра "К нам гости пришли" (сл. М. Ивенсен, муз. А.Александрова).

5) К упражнениям на развитие творчества относятся дирижирование, двигательные импровизации под музыку, двигательные инсценировки песен, двигательно-музыкальные упражнения, в которых на первый план выдвигаются импровизация и творчество. Для импровизации детям предлагались песня А.Филиппенко "Вот взяла лисичка скрипку".

Вводные упражнения

Упражнение 1. Ф.Шуберт, Марш. Соч.51

Дети стоят двумя шеренгами друг за другом. 1-я шеренга образует ворота. 3 такта стоят на месте. 2-я шеренга проходит вперед под воротами 1-й шеренги (2 такта) и образует в свою очередь ворота. Затем 1 -я шеренга проходит под воротами 2-й (2 такта) и снова образует ворота. Это поочередное движение шеренгами повторяется два раза. Потом в течение 4 тактов обе шеренги отступают к исходному положению.

Упражнение 2. Ф.Шуберт, Марш. Соч.51

Дети делятся на две группы, идущие по кругу навстречу друг другу. Одна группа идет колонной по два, образуя ворота, другая - навстречу колонной по одному и, встречаясь с воротами, проходит через них. Обойдя весь круг и встречаясь снова, первая группа переключается быстро на маршировку колон-ной по одному, а вторая - на маршировку воротами и т.д.

Упражнение 3. Э. Таван, Отрывок из гавота.

Дети стоят по кругу колонной. Рассчитываются на первый - второй через левое плечо, чтобы определить, кто с кем впоследствии образует ворота. Все идут под музыку колонной по кругу. На начало музыки первая пара образует ворота и идет в обратном направлении, пропуская под свои ворота всю движущуюся колонну. Дойдя до конца, первая пара становится последней в колонну. Каждые четыре такта образуются следующие ворота, которые повторяют движение первых пар. При повторении музыки образуются по очереди третьи и четвертые ворота и т.д.

Упражнения, регулирующие мышечный тонус

Упражнение 1. М.Карасев, Веселый человек.

Легкий бег по кругу или в разных направлениях восьмыми - мелкими шагами, четвертями - крупными шагами. Прыжки обеими ногами на месте. В восьмом и шестнадцатом тактах на вторую четверть делается хлопок.

Упражнение 2. М.Глинка, Полька.

Одновременное выполнение руками движений вверх и вниз с приседанием и выпрямлением (по 2 такта). Приседание не глубокое.

Упражнение 3. А. Гедике, Этюд №17.

Дети, стоя перед стульями, исполняют следующие движения: напряженное вытягивание обеих рук в стороны, кисть сжата в кулак (1-й такт). Внезапное расслабление кистей и падение рук вниз (2-й такт). Свободное качание рук с легкими четырьмя шагами на месте (3-й и 4-й такты). Подъем правой руки вперед и ее расслабленное падение (5-й и 6-й такты. То же левой рукой (7-й и 8-й такты). Повторение первых четырех тактов. Подъем обеих рук вверх и внезапное падение их (2 такта). Падение на стул в состоянии полного расслабления (последние 2 такта).

Речевые упражнения без музыкального сопровождения.

Упражнение 1. Дети маршируют по кругу. В середине «пруд». Шаги совпадают с указанными акцентами.

По дорожке вдоль пруда

Я гуляю иногда,

Но подальше от воды,

Чтобы не было беды!

Упражнение 2. Дети образуют одну колонну. Ведущий ведет колонну по кругу.

Марш, ребята, марш вперед.

Я сейчас начну обход,

 Слева, справа я пройду

И порядок наведу.

На слове «обход» вся колонна останавливается и ведущий идет змейкой до конца колонны и встает последним. Ведет следующий ребенок. Шаги совпадают с указанными акцентами.

Упражнение 3. Дети два раза поднимаются на носки и возвращаются в исходное положение, затем два полуприседа; опять два раза на носки и одно глубокое приседание. Выполнять движения соответственно словам:

Ванька, встань-ка,

Ванька, встань-ка,

Приседай-ка, приседай-ка.

Будь послушен, ишь какой,

Нам не справиться с тобой!

 Упражнение 4. Дети делают движение рук, изображая паровоз.

Едем, едем, долго едем,

Очень длинен этот путь.

Скоро до Москвы доедем,

Там мы сможем отдохнуть.

Примеры упражнений, воспитывающих чувство музыкального ритма.

 Упражнение 1. М. Глинка Полька. Дети стоят по кругу. Говорят под музыку следующие слова, делая соответствующие движения: « Сделай ручкой хлоп, хлоп (2-й такт), сделай ножкой топ, топ (4-й такт), сделай  ручкой хлоп, хлоп (6-й такт), сделай ножкой топ, топ (8-й такт.» Во второй  части  музыки берутся за руки и скачут боковым  галопом, по кругу вправо (8 тактов). При повторении упражнения - влево.

Упражнение 2. Мелодия народной песни «По улице мостовой». Дети стоят по кругу парами лицом друг к другу. Пары рассчитываются по порядку номеров. Все идут семью шагами к центру и семью назад. После этого первая пара бежит по кругу - один вправо, другой влево между парами, стоящими в кругу, и возвращаются на свое место (8 тактов). Все идут опять к центру и назад, потом бежит следующая пара и т.д. Во время бега пар остальные дети говорят под музыку:

Побежали, побежали,

Как бы вы не опоздали,

Поскорее, гоп, гоп, гоп,

Прибежите, скажем - стоп!

Упражнение 3. Русская песня «Полянка». Дети стоят по кругу. Рассчитываются на первый и второй. Первые поворачиваются лицом вправо, вторые влево. Образуя пары. У всех первых в руках мячи. Пары два раза перебрасывают мячи друг другу. Затем бегут 7 шагов по кругу вперед, и таким образом образуются новые пары, которые продолжают переброску мячей по два раза. Переходы повторяются, пока не встретятся первоначальные пары.

 Игры для логоритмических занятий.

 Упражнение 1. Н. Римский - Корсаков «Ходила младёшенька».

Дети стоят попарно по кругу, лицом к центру, в затылок друг другу. Первые впереди вторых. Один стоит в центре и говорит: «Кто стоит впереди - все ко мне подходи!». Все первые образуют круг, берутся за руки и включают в этот круг центрального. Круг вертится под музыку. Когда музыка прекращается, все стоящие по кругу вторые говорят: «Эй, ребята, не зевайте - быстро домик выбирайте!». Только по окончании этих слов первые разбегаются и становятся за любыми стоящими вторыми. Оставшийся без домика делается центральным, и игра начинается сначала.

Упражнение 2. М. Глинка. Полька.

Дети стоят по кругу. Один из них ходит за спиной детей под музыку и, остановившись около кого-нибудь, говорит: «Встань ко мне спиной, побежим с тобой; кто из нас скорей прибежит домой?». Они становятся спина к спине и бегут по кругу в разные стороны. Выигрывает тот, кто раньше прибежит на место.

Упражнение 3. Любая музыка.

Дети стоят в тесном кругу и быстро за спиной передают из рук в руки маленький мячик. Один из детей стоит в центре с закрытыми глазами. Мячик пере-дается, пока играет музыка. Когда она умолкает, центральный открывает глаза и обращается к любому ребенку: «Ну-ка, руки покажи. Мячик у тебя - скажи?». Если угадывает, он остается центральным; если в течение трех раз не угадывает - идет на его место тот, у кого мяч был в руках.

Упражнение 4. Дети сидят по большому кругу на стульчиках на равных расстояниях друг от друга. Один стоит в центре и говорит: «Скучно, скучно так сидеть, друг на друга не глядеть; не пора ли пробежаться и местами поменяться?» По окончании этих слов все быстро меняются местами, а в это время центральный спешит занять один из стульев. Оставшийся без стула становится центральным, и игра опять начинается сначала.

Используемая литература:

1. М.Ю. Картушина "Логоритмические занятия в детском саду", Москва, ТЦ Сфера, 2005г.

2. Г.А. Волкова "Логопедическая ритмика", Москва, Владос, 2002г.


16 октября 2018 в 14:33

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.