МБДОУ детский сад №34 Колокольчик г. Моздока

Национальный колорит прививаем с детства

 Музыкальный руководитель первой квалификационной категории, Ахполова Тамара Ефремовна.

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.  Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении  общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством осетинского народа; с изобразительным и декоративно-прикладным искусством Осетии; с историко-географическими и природоведческими особенностями народов, живущих в Осетии.

Национальные культуры составляют основу культуры человечества.  Приобщая ребенка к живительному источнику истории, традиций, обычаев своего народа, родители и мы педагоги вводим его в мир общечеловеческих ценностей.

В детском саду национально-региональный компонент пронизывает все формы и направления образовательного процесса. Дети знакомятся с национальной культурой, искусством, детской художественной литературой.  Ознакомление с национальной культурой осуществляется через все виды  деятельности ребенка-дошкольника: игровую,  изобразительную, музыкальную, речевую, двигательную и др. Использование национально регионального компонента, ведется  по нескольким направлениям.

Одно из мощных средств, которое позволяет осуществлять воспитание на основе национальных традиций, это детская литература и фольклор. Это колыбельные песни, потешки, прибаутки, осетинские народные сказки и игры.

Реализация национально-регионального компонента в детском саду  происходит не только в образовательном процессе, но и в  ходе праздников и развлечений. Все мы знаем, что музыка обладает особой силой воздействия на чувства, а эмоциональный настрой возбуждает у детей интерес к национальной культуре. В своей работе с детьми стараюсь включать в сценарии праздников и развлечений осетинские  народные песни и танцы.

 Такие праздники создают атмосферу теплоты,  способствуют развитию интереса, дружеских отношений к  осетинскому народу, его обычаям и традициям. Для того, чтобы подготовить ребенка к жизни, научить быть успешным во всех делах, необходимо помочь ему с самого детства полюбить свою Родину, знать национальные традиции и культуру, полюбить язык своего народа.

Знакомство с национальными традициями, обычаями, культурой гораздо эффективнее  проводится через ознакомление с краеведческим материалом. Трудности в ознакомлении с бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому изучение истории, в дошкольном учреждении у нас начинается с уголка национальной культуры. В своём  музыкальном зале я создала мини уголок, где отображена стена комнаты в башне, собрана домашняя утварь. Именно здесь впервые, дети увидели национальные костюмы, старинную посуду, предметы труда, украшения.

    Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом. В «осетинском» уголке для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края, определенному народу, его национальным традициям. В своей работе широко использую произведения декоративно-прикладного искусства  осетинского народа. Орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. На занятиях по рисованию и аппликации дети оформляют народным орнаментом свои работы. На  занятия к детям  приходит в гости кукла в национальном  осетинском наряде. Это вызывает у детей интерес и повышает их активность. Разнообразные игровые ситуации, вопросы, рассказ воспитателя помогают дошкольникам понять и полюбить народное искусство.

Развивая ребенка в поликультурной среде, необходимо делать акцент на приобщение его к красоте и добру, на желание видеть неповторимость национальной культуры. Так, анализируя и сравнивая произведения  устного народного творчества, дети  узнают,  что осетины и русские одинаково оценивают моральные качества человека, воспитывают доброту, честность, правдивость, смелость, отвагу, любовь к  Родине, трудолюбие; бичуют трусость, ложь, жадность, лень.

В работе с детьми на  занятиях и в свободной деятельности широко использую неповторимый  игровой  фольклор, так как радость движения  в них сочетается с духовным обогащением детей. Ведь испокон веков в играх  отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои,  представления народа о честности, смелости, мужестве, т.е. народная игра содержит в себе информацию о традициях многих поколений. Участие детей  в народных играх позволяет им через игровое общение усвоить культуру народа, обогатить словарный запас.

Тот опыт работы, который накоплен, показывает, что проводимая работа позволяет детям с  детских лет  впитывать  народные традиции, народный дух. Все, чего достигла,  далось нелегко, но этот труд  этот  поиск оправдан, так как проводимая работа стала предпосылкой   воспитания у детей интереса к народному искусству, понимания  его  ценности и необходимости для людей любой национальности, формирования  чувства симпатии к народу - творцу талантливых произведений.

Самое главное, целенаправленная работа  с детьми в этом направлении воспитывает уважение и взаимопонимание  к другим народам.

10 мая 2017 в 13:51

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.